Алексей Матвеев (alexey_matveev) wrote,
Алексей Матвеев
alexey_matveev

Бросок на юг. Часть V.

Утром на Ахтубе стоит очень приятная погода, когда солнце не пытается испепелить всё живое вокруг в головешки, а ласково пригревает, освещая сквозь немногочисленные утренние облачка маленькие песочные дюны, намытые рекой. А если встать до рассвета, можно застать сказочные отсветы ещё только встающего солнца на облаках :

Даже туман иногда случается, но, это конечно, редкость и всё больше по осени :

Временами, поскольку края южные и жаркие, а растительность и пейзажи соответствующие температурам, всё это напоминает африканскую саванну:

Дул прохладный утренний ветерок, временами кто-то поплёскивал в воде, похоже неутомимый жерех. Попробовали джиг – никому, кроме нас, он интересен не был, попробовали кастмастер, вертушки, колебалки – с тем же успехом. Ну, делать нечего, нацепили донки и принялись таскать подлещиков с чехонью. Неплохо так потаскали – килограмма три за пару-тройку часов натаскали. Правда, когда солнце всё-таки встало и основательно пригрело, занятие это нам наскучило и мы сплавились к лагерю, охаживая, встреченные по дороге жереховые котлы, кастмастером. Безрезультатно.

Приплыв на базу, с удивлением обнаружили, что наши соседи на этот раз очень неплохо отловились по жереху – они вовсю раскочегаривали коптилку, приготовив на неё четыре жереховые тушки, примерно от полутора кил, до трёх. Оказывается, на этот раз они всё-таки применили местную методу (о которой, кстати, мы уже до этого слышали, но как-то всерьёз не восприняли) ловли на искусственную муху – на приличного размера крючок, вяжется из чёрной нитки и куска белого конского хвоста имитация мухи вешается на леску. Ниже неё (см. 40-50) на леску вешается небольшая блесёнка (несёт функции груза для заброса и поддерживает муху в верхних слоях воды) и вся эта канитель закидывается в жереховый котёл. Как ни странно, жерех обращает внимание именно на муху – на блесну сзади абсолютно ноль внимания. В этот день, муха принесла всех этих жерехов и попутно ещё хорошего окушка, ошивавшегося, видимо, в поисках малька, поблизости от котла.
Рыба была отменной, пальчики оближешь. Единственный гимор – искать и таскать дрова для коптилки, ибо топать за ними нужно было довольно далеко. Да и ахтубинская древесина настолько иссушена солнцем, что очень трудно колется и пилится. Но без труда (в данном случае наших соседей)) и жереха не поешь. Рыба была на редкость вкусной, разваливаясь у нас в руках ароматными дымящимися кусками. Местный «Волжанин» под неё пился тоже на ура. Объелись так, что вылезали из-за стола уже в стиле волка из мультика «Жил-был пёс» - был бы рядом забор, не обошлось бы без проломанных в нём силуэтов.
Вечером решили пойти на далёкую яму, в трёх километрах вниз по течению – там, как нам сказали, в прошлом году какие-то ребята поймали 100(!) сазанов. 101-го отпустили подрастать. Куда им столько, интересно? Заготовители прям какие-то. Из-за таких обормотов, рыбы там с каждым годом всё меньше и меньше, как ни богаты ей эти края.
Пока мы шли, наблюдали, как всё ниже опускается солнце и раскрашиваются яркими красками окружающие степные пейзажи:

Это уже почти саванна, не хватает только рыка просыпающихся к ночи львов:

Добрались уже в сумерках, поспрашивали встреченный народ и выяснили, где ловить точно.
И правда, глубина там, как выяснилось, ого-го! Метров 15, не меньше.
Поймали опять лягушку, прицепили к донке и зашвырнули в темноту. С гулким плюхом она упала метрах в 30, добросить до середины реки, к сожалению, никак не вышло. Решили так и оставить, мало ли что, оторвётся ещё совсем, а охоты снова их ловить и нацеплять у меня лично было мало. А уж «любовь» к ним тов.Соловьёва - это вообще сказка. Опера. Кармен.

Кроме сомовьей, закинули ещё сазанью донку с кукурузой, один поплавок (тоже с кукурузой) и, чертыхаясь и поскальзываясь в темноте на берегу, в ночи сели разливать говённую местную водку «Камертон». Тем временем, стемнело окончательно и появилась луна:

Река тихо журчала, лишь где-то вдалеке - нет-нет, да раздавались плюхи, звук от которых далеко разносился над тёмной ночной водой:

И вдруг, река, до этого почти молчавшая, вдруг ожила – на середине вдруг послышался громоподобный удар хвостом об воду. Судя по звуку, рыбина была кил на 50, а то и больше. Через минуту – новый удар, чуть послабее. Через пять минут – ещё. Причём всё посередине реки, куда без лодки, нам было не добраться. Нам оставалось только делать большие глаза, открывать рты и чуть ли не креститься…
Вдруг встрепенулась донка с лягушкой, бодро отозвавшись звоном колокольчика. Я метнулся к ней, но было то ли рано, то ли уже поздно – никого, кроме нашей печальной лягушки на ней не было. Кстати, лягушка оказалась на удивление живучей – провисев под водой минут 40, она всё ещё была живой! Река жила своей ночной жизнью – плюхало почти каждую минуту. И как плюхало! Возникало такое ощущение, что там, на середине реки, заходится в брачных играх стадо молодых бегемотов. Некоторых помельче, а некоторых и вполне полноразмерных. Донки молчали. Мы оскорблено пили водку. Через час этого издевательства, на очередной плюх, мы начали отзываться посыланием речных обитателей к ядрене фене, а то и куда подальше. Слушая эту ударную симфонию оркестра из хвостов, мы вспоминали нашу поездку в верховья Цаган-Амана (тоже острова между Ахтубой и Волгой), году этак в 2001.

Вот тогда мы действительно как следует, половили рыбы:
Приехали мы тогда на машине, вчетвером и, сначала собирались ловить на спиннинг, потому, как по рассказам народа из нашей команды, раньше, в основном они ловили там щуку. И много ловили! – штук по 20-30 за вечер, на четверых. Сначала мы заехали на протоку «Крест». Она действительно выглядит сверху, как крест. Вышли с утра (часов в 10) со спиннингами и наткнулись на окуня, гоняющего малька – вода под берегами время от времени то там, то сям, рассыпалась серебристым дождиком из мальков и вскипала горбатыми спинами окуней. Каждый заброс приносил хорошего полосатого окуня-горбача, граммов на 400. Причём у меня они брали на здоровую щучью колебалку медного цвета, купленную по дешёвке на рынке в г.Волжский, который мы проезжали по дороге. Часа за полтора у меня их было около 30, а в общей сложности мы поймали их не меньше 70. Причём, я до сих пор помню – когда блесна уже подходила к берегу, скорость падала и она переставала играть, а в это время из под берега, нацелившись на неё, вдруг вылетала горбатая команда и вдруг притормаживала перед уже останавливающейся блесной с немым вопросом – «А это что, собственно?!». И вдруг миг – и самый смелый летит вперёд, хватая блесну, спиннинг сгибается под приятной тяжестью рыбы и из воды показывается очередной полосатый жадина, попавшийся сразу на все три крючка тройника.
На Кресте мы надолго не задержались и поехали по островам на «Бешеную протоку» - начало реки Цаган–Аман. Приехав на протоку, мы увидели бьющую повсюду рыбу. Правда, мы ещё не знали, какую именно. Взяли спиннинги и… крепко обломались - ни одной поклёвки! Исхлестав протоку лесками вдоль и поперёк, мы грустно возвратились в лагерь. Скоро стемнело и народ из нашей команды, грустно испив водки, завалился спать. Остались вдвоём я и Соловьёв. Спать нам не хотелось, и мы вспомнили, что мы раньше, где-то, краем уха, слышали про ночную рыбалку. Правда нам всё равно было не очень понятно, как рыба берёт насадку в темноте. А поскольку делать было всё равно нечего, а ночные насадки на поплавок у меня были в изобилии, мы, прихватив поплавочную удочку и 0,5 белого горючего, отправились на берег. Насадили кукурузу, забросили. Течение было медленным и часто перекидывать, к счастью, было не нужно. В темноте трещали сверчки, как в ночь перед восстанием на «Броненосце Потёмкине», поплавок светился посреди реки (протока не такая уж и большая) магическим зелёным светом. Прошло полчаса. Вдруг он вздрогнул и медленно, но верно, погрузился под воду. Я схватился за удочку, подсёк, и вдруг её повело в сторону, да так, что леска зазвенела. Моя верная «Волжанка» согнулась в дугу. Я скинул катушку с тормоза, леска резво полетела со шпули. Минут через десять яростной борьбы с удочкой, отпусканием и подматыванием лески, яростными рывками и провисшей леской, я завёл в подсачек, любезно подставленный Соловьёвым, своего первого в жизни сазана. Килограмма где-то под два. И пошло дело. Поклёвки шли с интервалом минут в 10. Из черноты южной ночи, через час вдруг выкатилась огромная луна. Как же я пожалел, что леска на удочке стояла крепкая только по московским меркам – монолеска 0,22. За эту ночную рыбалку она рвалась раз 5! Не успел моментально скинуть катушку с тормоза – всё, перед носом грустно развевается обрывок лески. Правда, брали не только сазаны, а ещё и буффало – тоже довольно крупная и упорная рыба, в среднем от килограмма до двух, но с сазаном, они в сравнение не шли. Когда берёт сазан, такое ощущение, что на крючок сел подводный кабан - с такой силой он рвёт удочку из рук. К 3 утра, мы наловили (я ловил, а тов.Соловьёв ассистировал с подсачеком) около 8 буффало и 1 сазана. Народ, давивший всю ночь на массу в палатках и, до этого, было, сомневающийся в самих перспективах ночной рыбалки, был просто в шоке. Но, как оказалось, это было только начало.

На следующий день я, сначала, как следует прикормил рыбу чуть левее от вчерашнего места ловли. Ловить не торопились – сначала наловили самодельным бреднем в местном озерце ведро зелёных пупырчатых раков и, как следует, ими отобедали. Правда, слегка недоварили, ибо не учили, что это всё-таки не варёно-мороженые магазинные креветки, а всё-таки натуральные раки. Но всё равно было вкусно, особенно с пивком.

После полудня я взял удочку и пошёл ловить. И началось – как только я забрасывал крючок с кукурузой, поплавок, не успев поплавать и минуты, тут же медленно шёл под воду. Я подсекал и начиналась совсем другая история – с вываживанием, сгибанием удочки в дугу, и, иногда и звонко лопнувшей леской. «Это уже не рыбалка, а какая-то охота получается» (с) Шарик
За эти полдня я носил к садку, лежавшем на отмели, вёдра полные буффало три раза, а, учитывая, что каждый из них весил не меньше килограмма, а то и все два, вес получался очень неслабым. Поштучно их было около 36. Несколько раз брали довольно основательные сазаны, но, хоть я уже и наловчился работать с катушкой, отпуская леску, они всё равно её рвали. Причём один из них ухитрился, зайдя за корягу и встав там намертво, каким-то образом перецепить крючок на корягу и спокойно уйти, наверняка, оглашая подводные просторы гомерическим хохотом – посмотрите на этих дурачков на берегу, бугагага… В итоге выяснили, что на крючке не сазан, а коряга, только лишь минут через 20 её удерживания, когда подплыли на лодке и выяснили в чём дело…
И под занавес взял ещё один сазан. Этого я решил-таки выудить любой ценой – тут же открыл катушку и стравливал леску уже пальцами, рискуя их, как следует, порезать. Когда он клюнул, было ещё светло – а вытаскивал его я уже в полной темноте со светом фонарика. Что он только не выделывал – отходил метров на 50 и вставал в другой яме, лез в коряги, пытался обрезать леску лучом своего спинного плавника (у них довольно острый первый луч на нём, как гребёнка). Минут через 40 он показал нам свой бок и мы аж замерли, увидев его размеры. На самом деле он был не такой уж и большой, скорее длинный, но под водой он показался просто громадным. В конце концов удалось заставить его глотнуть воздуха и тогда он, наконец, немного ослаб. Через 1ч 10мин(!) я подвёл его к подсачеку и Соловьёв его им подцепил. Я даже не знаю, кто больше устал, сазан или я - было такое ощущение, что целый час держал в своей руке гирю, которая ещё и трепыхалась. Надо сказать, что после такой борьбы испытываешь к противнику невольное уважение, когда он так борется за свою жизнь. Но всё-таки победили сильнейшие. Вытащив его, сфотографировав и взвесив (в нём оказалось без малого 4 кг), я упал в палатку ничком – совершенно выдохся. На нём мы решили опустить занавес в той поездке и уже на следующий день поехали домой.
Tags: ахтуба, путешествия, рыбалка, фото
promo alexey_matveev january 1, 14:04 25
Приветствую вас в моём журнале! Журнал о фото, путешествиях и не только. Этот пост всегда висит вверху, для упрощения навигации по журналу. Немного информации обо мне - моя авторская страничка в он-лайн фотошколе. Фото - обобщённый тег, объединяющий все фото (в том числе вопросы, связанные с…